- ---
- asvfedf
- : 0
- :
- 7-02-2015, 14:28
С днём солоноворота связан славянский праздник Коляда. Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей иномирья. Например, в животных: с использованием шкур, личин-масок, рогов, ушей, хвостов, а также, в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя характерные им предметы одежды и облика.
Ряженые ватаги устраивают обрядовые бесчинства, гуляния, колядуют по домам: распевают заговоры-пожелания (колядки), разыгрывают сценки, затевают игрища и получают за то вкусное либо ценное вознаграждение. Если особо рьяным в требованиях колядовщикам отказывают в угощении, то они обращаются к хозяину дома с подобными угрозами (так положено при колядовании): "Подай-ка чарочку; а не поднесёшь чарочку, — я преподнесу тебе палочку: я — мороз — и помолочу твой овёс". Хозяин на это отвечал: "Ой, мороз, мороз, на тебе чарочку — ты не трожь мой овёс, гречиху да рожь; а лен, канапи, — как хочешь молоти!"
В дни, ближайшие к солнцестоянию, особенно распространены всякие разные гадания. Считается, что это то самое время, когда границы миров размываются и очень близко к нам подступают потусторонние, навьи силы. Навьим откладывали в угощение первые куски или ложки обрядового блюда. Предполагается, что они, при правильном с ними взаимодействии, могут дать правдивые ответы на волнующие вопросы, сообщить о грядущих радостных событиях и предостеречь от несчастья.
Как праздник в честь рождения солнца, Коляда у славянских народов сопровождается разведением огня. Бытует обряд добычи, ряжения, кормления, а после — сожжения полена-бадняка.
Обряд сожжения бадняка.
Бадняк – это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленные из стоячего, сухого дерева накануне зимнего солнцестояния. Бадняк является материализацией “старого” солнца (старого года). Часто ему придают человеческие черты, например: оставляют сучок-нос, намечают рот и глаза, прикрепляют бороду. Относятся к бадняку уважительно: с ним общаются словно с дорогим гостем, “одевают” в нарядные ленты и рубахи, “поят” его мёдом да вином, “кормят” кашей, а затем прощаются, сжигая в обрядовом огне, приговаривая:
“Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива да хлеба,
Так и ты подай нам того же на весь год:
Всякого счастья, красы да здравья!
Счастливо тебе перегореться да повеселиться –
По добру в очаг наш ложиться!”
Так народ прощается со “старым” солнцем, благодаря его за всё хорошее, что оно принесло, и, сжигая все связанные с ним неприятности, горести и несчастья. Простившись со “старым” солнцем, люди готовы встречать “новое”, возлагая надежды на самое лучшее. Обряд, связанный с сожжением бадняка, говорит о начале нового сезонного цикла, сулит плодородие и благополучие. Бытует поверье, что чем больше искр “родит” бадняк, тем больше прибудет с “новым” солнцем. Головню и золу от сгоревшего бадняка позже употребляли в различных магических и лечебных целях.
Известно, что день рождения “нового” солнца во многих странах сопровождается разведением огня. Сербы и хорваты сжигают бревно-бадняк; скандинавы julblock; французы caligneau, la souche de Nol; англичане – ylelog.
В Закарпатье, до сих пор, особенно тщательно были сохранены колядные обычаи, с чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и об особом почитании Предков.
Евгения Осока
Обряд сожжения бадняка.
Бадняк – это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленные из стоячего, сухого дерева накануне зимнего солнцестояния. Бадняк является материализацией “старого” солнца (старого года). Часто ему придают человеческие черты, например: оставляют сучок-нос, намечают рот и глаза, прикрепляют бороду. Относятся к бадняку уважительно: с ним общаются словно с дорогим гостем, “одевают” в нарядные ленты и рубахи, “поят” его мёдом да вином, “кормят” кашей, а затем прощаются, сжигая в обрядовом огне, приговаривая:
“Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива да хлеба,
Так и ты подай нам того же на весь год:
Всякого счастья, красы да здравья!
Счастливо тебе перегореться да повеселиться –
По добру в очаг наш ложиться!”
Так народ прощается со “старым” солнцем, благодаря его за всё хорошее, что оно принесло, и, сжигая все связанные с ним неприятности, горести и несчастья. Простившись со “старым” солнцем, люди готовы встречать “новое”, возлагая надежды на самое лучшее. Обряд, связанный с сожжением бадняка, говорит о начале нового сезонного цикла, сулит плодородие и благополучие. Бытует поверье, что чем больше искр “родит” бадняк, тем больше прибудет с “новым” солнцем. Головню и золу от сгоревшего бадняка позже употребляли в различных магических и лечебных целях.
Известно, что день рождения “нового” солнца во многих странах сопровождается разведением огня. Сербы и хорваты сжигают бревно-бадняк; скандинавы julblock; французы caligneau, la souche de Nol; англичане – ylelog.
В Закарпатье, до сих пор, особенно тщательно были сохранены колядные обычаи, с чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и об особом почитании Предков.
Евгения Осока