- ---
- asvfedf
- : 0
- :
- 7-02-2015, 14:26
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Комментарий к статье 12
Конституция РФ к основам конституционного строя относит местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Статья провозглашает отделение органов государственной власти от органов местного самоуправления, считая последние относящимися хоть и к публичной, но все же не к государственной власти. Это подрывает единство системы власти и управления страной. С другой стороны, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения — декларативная норма. Финансовое положение подавляющего большинства муниципальных образований не позволяет говорить не только об их самостоятельности, но и о перспективах возможности решения ими вопросов местного значения. Статья не раскрывает главный вопрос: являются ли органы местного самоуправления публичной властью? По всем признакам — полномочность, выборность, бюджетирование через сборы и налоги, трансфертные перечисления, делегирование полномочий свыше — это публичная власть. Но тогда почему не государственная? И почему такая власть именуется «местное самоуправление», когда его органы ровно так же, как органы власти субъекта Федерации и Российской Федерации, население избирает, снабжает налогами, а затем ждет решения определенных вопросов жизнеустройства? Органы власти города в два миллиона жителей — это органы местного самоуправления. А органы власти субъекта Федерации с населением 250 тыс. чел. — это органы государственной власти. Надуманность, искусственность такой конструкции очевидны. В чем же тут самоуправление? Его нет ни в какой форме. То, что названо самоуправлением, является той же государственной властью.
Местное самоуправление, как истинное народное самоуправление, может быть уделом только соседского локалитета — двора (дворов), улиц, школьной окрестности, приходской окрестности, не слишком большого села, где все люди друг друга знают, малонаселенного охотничьего района коренного малочисленного народа России. Но именно такая форма в Конституции РФ отсутствует. Более того, эта ниша замещена псевдосамоуправлением, которое по сути никаким самоуправлением не является. А является властью, тождественной государственной, и поэтому должна быть включена в ее систему. Истинное же самоуправление действительно еще только предстоит конституировать в Конституции РФ.
Что предлагается в проекте новой Конституции России, разработанном в Центре научной политической мысли и идеологии:
Глава 9. Народное самоуправление
Статья 53. Право на народное самоуправление
1. Граждане России вправе по собственной инициативе объединяться в группы народного самоуправления по месту проживания.
2. Народное самоуправление в России признается и гарантируется государством. Группы народного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны. Органы народного самоуправления не входят в систему государственных органов.
3. Народное самоуправление может осуществляться в форме сходов, дворовых (домовых) комитетов, товариществ собственников жилья и в иных формах.
4. Запрещается создание и деятельность групп народного самоуправления, органов народного самоуправления, цели и действия которых угрожают безопасности государства, направлены на создание вооруженных формирований, разжигание розни, нарушение прав и неисполнение обязанностей человека и гражданина, на нарушение законодательства России.
Статья 54.
Сфера деятельности групп народного самоуправления
1. В сфере деятельности групп народного самоуправления и на территории проживания решаются вопросы:
а) благоустройства территории проживания;
б) общественного порядка;
в) охраны окружающей среды и озеленения;
г) создания условий для комфортного проживания, в том числе вопросы, связанные с функционированием инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и бытовых услуг; вопросы образования, здравоохранения, воспитания, отдыха, досуга, культуры, художественной самодеятельности, творчества, милосердия, наружной рекламы.
2. Территориями проживания признаются подъезды, дома и группы домов, а также иные самостоятельно определенные населением в соответствии с федеральным законом соседствующие территории, целесообразные для решения населением вопросов народного самоуправления.
3. Принципами и целями деятельности групп народного самоуправления являются инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, содействие обеспечению достойного уровня жизни населения, сохранения и развития человеческого потенциала.
Статья 55.
Взаимодействие народного самоуправления и государственных органов
1. Народное самоуправление самостоятельно и взаимодействует с государственными органами.
2. Государственные органы в своей деятельности учитывают интересы групп народного самоуправления независимо от их организационных форм и прав юридических лиц.
3. Государственные органы содействуют развитию народного самоуправления.
4. Для приобретения прав юридических лиц группы народного самоуправления регистрируются в заявительном порядке по инициативе их участников в соответствии с федеральным законом.
5. Группы народного самоуправления, органы народного самоуправления имеют право на обращение в государственные органы и к их должностным лицам, к юридическим лицам, в том числе общественные объединения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа на обращение по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.